Чрезвычайно продвинутые жители одной из далеких галактик решили изучить
разумность землян, для чего ряд представителей человечества был извлечен
из "среды обитания" и подвергнут "научному" эксперименту согласно
индивидуальной программе: кого-то просто посадили в клетку,
а кому и предоставили небывалую свободу.
Результат инопланетного исследования оказался весьма неутешительным:
земляне лишены вкуса, могут существовать только в системе хозяин-раб,
совершенно не умеют летать и чрезвычайно любят усложнять себе жизнь.
Продвинутые существа из глубин Космоса все это, конечно же, давно
пережили - смогут ли стать когда-нибудь земляне их друзьями?
Согласитесь, весьма нетипичный синопсис для французского кинематографа,
да и сама картина получилась из ряда вон. Подобно множеству коллег
по писательскому ремеслу, Бернар Вербер, как представляется, страдает
весьма распространенным во Франции "комплексом Кокто" - только ему
удалось в одинаковой степени состояться как в качестве Поэта, так
и Кинематографиста.
Вербер отнюдь не поэт, а писатель "с вершин чартов" - в своей причудливой,
но легкодоступной прозе он небезуспешно пытается совместить научно-фантастический
жанр с философическими и религиозными размышлениями, не забывая завернуть
свои произведения в необходимую нынче упаковку полицейской интриги.
Два короткометражных опыта ("Королева перламутра" и
"Наши друзья земляне") убедили Вербера, что он вполне созрел для полнометражной
картины, а давно утративший контакт с реальностью Клод Лелюш не только
вызвался стать продюсером, но и предоставил автору полную творческую
свободу.
Явственно побаивающийся профессиональных актеров режиссер доверил
Пьеру Ардити лишь чтение закадрового текста, а на все роли набрал
дебютантов: "новое кино должны создавать новые люди". Результат превзошел
все ожидания - глубокомысленно-серьезные и переполненные штампами
"Друзья-земляне" по эстетике в лучшем случае напоминают какие-то научно-фантастические
ленты наивного советского разлива, а в худшем вызывают искреннейшее
недоумение по поводу творящегося на экране безобразия.
Главная тема книг Вербера - это взгляд на человечество со стороны.
Сам писатель неоднократно признавался, что по степени своего отчуждения
по отношению к человечеству он сам ощущает себя чуть ли не инопланетянином
и с немалым трудом справляется даже с покупками в супермаркете.
И вот это в картине заметно особенно ярко.
|