|
Сначала
он берется за свой самый масштабный проект: экранизацию семейной протестантской
саги Жака Шардонна "Сентиментальные судьбы", совершенно романтического
произведения, парадоксальным образом лишенной режиссером всякой сентиментальности
и чувственности.
Через 2 года следует диаметральный поворот в совершенно иную область:
хай-тек триллер Demonlover формально повествует о коммерческих и личных
схватках вокруг рождающегося рынка Интернета, но на самом деле далеко
выходит за рамки любых жанров.
В Clean ("чистая" от наркотической зависимости) Ассаяс вновь снимает
уже бывшую супругу
Мэгги Чун и нежданно возвращается в когда-то выпестовавшую режиссера
рок-н-ролльную среду. Несмотря на неизменное присутствие картин режиссера
на Каннском фестивале, этот фильм почему-то становится последней каплей
для продюсеров - в дальнейшем Ассаясу неизменно придется немыслимым
образом выкручиваться, чтобы найти хоть какое-то финансирование для
своих эклектичных проектов.
Noise является документальным отчетом об арт-рок фестивале, в короткометражный
альманах о Париже режиссер попадает за былые заслуги, а в 2007-м Оливье
снимает балет французского хореографа Анжелена Прельжокая "Эльдорадо",
попутно использовав оказию для фиксации в изображении последних дней
великого композитора Карлхайнца Штокгаузена, умершего в декабре того
же года.
В том же году он - осознанно или вынуждено? - совершает диковатую
экскурсию в "Серию-Б" под названием "Выход на посадку", и доводит
юбилейную короткометражную "заказуху" Музе д'Орсе "Летнее время" до
полновесного полного метра.
Если попробовать трезво разобраться с уже немалым наследием Ассаяса,
его можно смело назвать, пожалуй, самым интересным современным режиссером-автором
Франции.
Обладая невероятным "общим культурным уровнем", Ассаяс прочно вписан
в линию общего развития французского кино, что неоднократно подчеркивалось
прямо - критиками, и косвенно - отборщиками самых престижных мировых
фестивалей.
А вот источник всех его проблем заключается как раз в слове "современный".
Ассаяс настолько быстро и ярко реагирует на (не только культурные)
тенденции стремительно меняющегося мира (музыка, Интернет, глобализация,
Азия и т.д.), что "отстающая по времени" публика откровенно недоумевает,
а то и зачисляет Ассаяса чуть ли не в оголтелые авангардисты.
Хотелось бы пожелать французским продюсерам был более внимательными
к "национальному достоянию", а идей у Оливье Ассаяса всегда предостаточно.
|