Одна из самых неприятных для современных
французов страниц своей истории - это сравнительно недавняя алжирская
война, и потому совсем неудивительно, что этой болезненной темы как-то
не принято было касаться. Однако неписаное табу на ее изображение
в кино, похоже, уходит в прошлое - после
"Скрытого"
Михаэля Ханеке, где эта тема была затронута косвенно, появляется "Черная
ночь". Осенью 1961 года Алжирская война пересекает Средиземное море
и выплескивается на улицы французских городов в виде многочисленных
арабских манифестаций. Префект полиции Парижа Морис Папон запрещает
продажу спиртного после 19 часов FMA (Francais musulmans d'Algerie
- французские алжирцы-мусульмане) и не рекомендует им вечером появляться
на улицах. Алжирцы, возмущенные фактическим введением комендантского
часа, 17 октября 1961-го выходят на демонстрацию. Столкновения с полицией
привели к десяткам жертв - еще больше недели из Сены вылавливали трупы
арабов. Посвятивший войне в Алжире несколько произведений Патрик Ротман
согласился написать телесценарий для Алена Тасма, однако проект вызвал
такой интерес в обществе, что фильм решили выпустить на щирокий экран.
"Черная ночь" далека от четкой американской модели "черное-белое"
- писатель и режиссер не пытались показать арабов исключительно невинными
жертвами, а просто постарались реконструировать события той страшной
ночи на примере ряда совершенно вымышленных персонажей - журналистки
Сабины, молодого полицейского Мартена, рабочего Тарека и т.д. Достойнейший
пример здоровья нации: не закрывать глаза, не переделывать прошлое
и переворачивать все с ног на голову, а просто попытаться разобраться
в случившемся по прошествию лет, чтобы не повторять тех же ошибок.
Прекрасный мозаичный фильм без всяческой претензии на псевдодокументальность.
А еще отметим возвращение Клотильды Куро - брак с именитой персоной
надолго отлучил ее от кино…
|