Сценарий и постановка:
Юбер Сопер (Hubert Sauper)
Производство:
Mille et une Productions /
Coop99 Film Produktion (Австрия) /
Saga Film (Брюссель)
Дистрибуция:
Ad Vitam
Продолжительность:
107 мин.
Дата выхода:
2 марта 2003
|
Заканчивается
год, и время подводить итоги.
Так вот, этот документальный фильм последовательно получил: Приз Лучшего
Европейского документального фильма
(EFA-2004), Приз Europa Cinema в рамках Венецианского фестиваля, Гран-При
Парижского фестиваля, Приз публики на фестивале в Бельфоре, Гран-При
Копенгагенского фестиваля, Приз за лучший документальный фильм Монреальского
фестиваля и т.д. В марте этого года "Кошмар Дарвина" вышел в национальный
французский прокат и остается в нем по сей момент, а о всеобщем критическом
восторге попросту умолчим. Репутация неигрового кино за последние
годы весьма пострадала от толстой и вездесущей физиономии Майкла Мура,
и спасибо Юберу Соперу за более чем убедительную реабилитацию жанра.
А повествуется в "Кошмаре" следующая история: в 60-х годах прошлого
века европейские предприниматели выпустили с целью промышленного разведения
мальков нильского окуня в озера Танзании, берега которых считаются
колыбелью человечества. Не встретивший естественных врагов хищник
быстро истребил местные популяции рыб и по сей день остается очень
ценимым европейцами деликатесом. Фильм, собственно, и демонстрирует
весь "производственный цикл" - ловля рыбы, ее погрузка в огромные
транспортные самолеты, все до единого "происходящие" с территорий
бывшего СССР, и их возвращение назад. Но обратный груз - отнюдь не
столь гуманитарная помощь, как разнообразное оружие, благодаря которому
только в Конго ежедневно погибает больше человек, чем унес черный
день 11 сентября. Актеры этой беспощадной драмы - рыбаки и политики,
русские пилоты и местные проститутки, лицемеры из Евросообщества и
несчастные туземцы. В разных концах света фильм восприняли по-разному.
Множеству французов, например, стало элементарно стыдно за лицемерие
еврочиновников и собственное благополучие. Но по большому счету эти
проблемы для них достаточно далеки и абстрактны. А ни разу не появившийся
в кадре и не прибегнувший к лобовому удару Юбер Сопер не скрывает
собственной ярости по поводу происходящего. Он не первый год утверждает,
что капитализм в своем диком виде быстро превращает в подобный кошмар
множество "незаметных" (или специально забытых) уголков Земли, отмахиваясь
от загубленных регионов в лучшем случае трескотней о мифических правах
человека и жалкими гуманитарными подачками. Обидно, что так мало людей
посмотрят этот фильм на наших территориях - капитализм здесь не менее
дик, трескотни о загадочных правах хоть отбавляй, местные реалии зачастую
превосходят африканские, вот только этого почему-то никто не замечает…
|