|
Мало кому
из французских режиссеров (не совсем понятно, впрочем, по каким причинам)
настолько везло сначала в консервативном и зацензуренном советском,
а потом и в "свободном" постсоветском прокате. Именно во многом его
картины 70-80-х лет сформировали у нас представление о французской
кинокомедии, но вряд ли, впрочем, его современные ленты дадут представление
о состоянии жанра сегодня.
|
Клод Зиди родился
25 июля 1934 года в Париже, однако его родители приехали во Францию
из Алжира. В киношколе Луи Люмьера на улице Вожирар он получил профессию
кинооператора - именно в этой роли он работает на ряде интересных
картин: он снимает "Залив ангелов" Жака Деми (1963), "Демаркационную
линию" Клода Шаброля (1966), "Монахиню" Жака Риветта (1967), работает
с Жилем Гранжье, Аленом Жессуа и Мишелем Драшем. Однако став режиссером,
"своим" жанром он выбирает комедию, и первые 4 полнометражные ленты
|
снимает с участием
чрезвычайно популярной тогда группой "Шарло". Картины имеют грандиозный
успех, и тогда Зиди пишет сценарий фильма "Горчица бьет мне в нос"
("Он начинает сердиться" специально для Жана-Поля Бельмондо и
Брижитт
Бардо
. Звезды дружно отказываются - не беда, в фильме блестяще
сыграет дуэт Пьер Ришар - Джейн Биркин. Успех не оставляет режиссера,
и в фильме "Крылышко или ножка" он представляет другой блестящий комический
дуэт - Луи де Фюнес и Колюш. В "Сумятице" пару де Фюнесу составит
Анни Жирардо.
|
Бельмондо
осознает свою ошибку и дает согласие на съемки в "Чудовище", Бардо
же продолжает упрямиться - в результате триумфальный успех достанется
на долю заменившей ее Рэкел Уэлч. В дилогии "Недоумков" неожиданно
открылись новые грани дарования Даниэля Отея. После "Инспектора-разини"
и "Банзая" с Колюшем, Зиди снимает в ролях продажных полицейских Филиппа
Нуаре и Тьерри Лермита ("Откройте, полиция"), за что получает сразу
трех "
Сезаров
", в том числе за лучшую режиссуру.
"Короли шутки" - первый провал маститого комедиографа, однако "Ассоциация
злоумышленников" вновь поднимает его на
|
вершину славы. После этого следует единственный
некомедийный и крайне амбициозный фильм "Двое" с Жераром Депардье,
однако критика и публика относится к эксперименту более чем прохладно.
Режиссеру приходится вернуться к "Продажным", а фильм "Полностью"
удостаивается голливудского римейка: Джеймс Кемерон снимает True Lie
с "железным Арнольдом" и Джейми Ли Кертис. Через несколько лет именно
Зиди отваживается взяться за крайне непростую задачу - экранизировать
невероятно популярного героя-галла Астерикса. Триумф неоспорим, и
режиссер снова на коне. В интервью "Франс-Суар" Зиди сказал - "Успех
- это 50% таланта, 50% везения, 50% трудолюбия и, главное… хорошая
идея"!
|