Андре Тешине родился 13 марта 1943-го
года в глубокой провинции (Валанс Дажен) и провел детство в
католическом колледже, что позволяло ему лишь раз в неделю покидать
стены монастыря, чтобы весь свободный лень провести в кинотеатрах.
Однако он умудрился даже организовать киноклуб и написать несколько
первых текстов - нечто среднее между сценариями и романом.
В 63-м он приезжает в Париж и поступает в киношколу IDHEC, а
через год приносит первую критическую статью (о "Нежной коже"
Франсуа Трюффо) в редакцию Cahiers du cinema - она выходит в
номере 157, а сам Тешине принят в узкий круг авторов культового
журнала. Он регулярно пишет - о Дрейере, Висконти, Годаре -
а в качестве дипломной работы снимает первую короткометражку
- "Английские птицы". Первый полнометражный фильм Тешине "Полина
уходит" был снят "за два захода" - по съемочной неделе в 67-м
и 69-м.
Он
представил Францию на фестивале в Венеции, однако вышел на экраны
лишь в 75-м. В первой половине 70-х Тешине пишет сценарии, снимает
для телевидения передачу "Дискорама", преподает в IDHEC'е и пробует
себя в театре, а кассовый успех "Воспоминаний о Франции" позволяет
ему найти деньги на любой следующий проект. Так появляется на свет
сначала сумрачное "Барокко" с Аджани и Депардье в главных ролях, а
потом и претенциозные "Сестры Бронте". Всем становится ясно, что для
режиссера форма зачастую затмевает содержание - эстетски-вычурные
картины Тешине являют собой скорее игру в кино и не подразумевают
никакой "кассы".
После провала "Сестер" режиссер с большим трудом будет находить продюсеров
для своих новых работ - работать с Тешине интересно и престижно, но
с экономической точки зрения совершенно невыгодно. В поиске денег
на фильмы режиссеру всегда помогали актеры - Катрин Денев ("Отель
Америка", "Место преступления", "Любимое время года", "Воры"), Жюльетт
Бинош ("Свидание", "Алиса и Мартен"), Эмманюэль Беар ("Я не целуюсь",
"Затерявшиеся") и другие. У Тешине нет собственного, узнаваемого авторского
стиля, но зато у него прекрасно получаются любые стилизации (кроме
комедий, естественно). Каждый его фильм с удовольствием приглашается
на фестивали, однако большая награда у него всего одна - приз за режиссуру
в Каннах за мрачную драму "Свидание".
|