Ф
И Л Ь М О Г Р А Ф И Я
1965 Жизнь в замке
La Vie de chateau
1970 Супруги второго года
Les maries de l'an II
1975 Дикарь
Le sauvage
1981 Гром и ярость
Tout feu tout flamme
1990 Сирано де Бержерак
Cyrano de Bergerac
1995 Гусар на крыше
Le Hussard sur le toit
2003 Приятного путешествия
Bon Voyage
Жан-Поль
Рапно родился в Осере 8 апреля 1932 года, а в кинематографе
впервые появился в 1958-м, в качестве сценариста и автора диалогов к фильму
Ива Робера "Подписано: Арсен Люпен" (Signe: Arsene Lupin)(фильм был создан
по мотивам произведения классика французской приключенческой прозы Мориса
Леблана).
В том же году он пишет сценарий одного из скетчей для фильма "Француженка
и любовь" (La francaise et l'amour), и готовит для Жака Бекера свою адаптацию
текста "Трех мушкетеров" - картины, которой не суждено будет появиться на
экранах. Однако по-настоящему молодой кинематографист обратил на себя внимание
после написания двух сценариев для фильмов Луи Маля: сначала им был адаптирован
текст культового романа Раймона Кено
"Зази в метро" (Zazie dans le metro, 1959) - ранее считалось, что проза
Кено не поддается кинематографической адаптации; а затем вдвоем с режиссером
Рапно пишет авторский сценарий фильма "Частная жизнь" (Vie privee, 1960)
с Брижит Бардо и Марчелло Мастроянни. В тот же период он сотрудничает с
Аленом Кавалье ("Битва на острове", 1961), Филиппом де Брока ("Человек из
Рио") и другими режиссерами, близкими к "новой волне", тогда же вырабатывается
его собственная сценарная концепция, согласно которой сценарий должен "вызревать"
12-18 месяцев до той стадии, пока сам Рапно не сможет полностью сыграть
роль каждого актера вплоть до малейшего движения. Проверить режиссерское
ремесло на практике он решается в 1966-м году и снимает
"Жизнь
в замке"Катрин
Денев и Филиппом Нуаре (соавторами сценария тут выступили 2 режиссера -
Ален Кавалье и Клод Соте - опыт, довольно часто практикуемый в среде "новой
волны"). Несмотря на зрительский успех и теплый прием критики, Рапно снимает
следующую картину лишь через 5 лет - "Супруги
2-го года" выходят на экран
в 70-м. В дальнейшем режиссер сохранит правило длительной паузы, объясняя
это тем, что желание создания фильма нужно довести до уровня буквально физиологической
потребности, одержимости. В 1975-м Рапно снимает"Дикаря",
а в 1981 -"Гром
и ярость"
,
и к полной для себя неожиданности
оказывается, согласно критике, чуть ли не единственным хранителем изящной
(и мило старомодной) кинокомедии по-французски. "На самом деле я говорю
о серьезных вещах, только несколько легкомысленным образом, - принялся оправдываться
режиссер. - Приступая к режиссуре, я не собирался снимать комедий, потому
что как зритель я их и сам не особо люблю. Как синефила меня привлекает
скорее вычурное, барочное кино: Феллини, Куросава, Кубрик...". Рапно даже
пытался уверить критику, что в "Громе и ярости" можно найти реминисценции
на шекспировского "Короля Лира", а потом и вовсе пропал из кино на 10 лет,
навсегда, похоже, оставив жанр элегантной французской комедии. Режиссер
сначала создает собственного"Сирано",
(
по нашему мнению, самая удачная экранизация ростановского
шедевра), а затем снимает невероятно живую и наполненную насыщенным цветом
историческую фреску
"Гусар
на крыше". Ну а весной этого года
Жан-Поль Рапно еще раз вернется на съемочную площадку - в его новой, 7-й
по счету картине с рабочим названием "Счастливого
пути" (Bon voyage) снимаются Жерар Депардье,
Софи Марсо, Одри Тоту, Венсан Линдон, Питер Койот и многие другие.
|