Ален
Корно
,
о
дин
из виднейших сегодняшних французских кинематографистов, родился 7 августа
1943 года в Менг-на-Луаре, недалеко от Орлеана. Поначалу он собирался
стать джаз-музыкантом, полупрофессионально играл на ударных инструментах,
а наличие в Орлеане американской военной базы позволило ему даже поиграть
с рядом выдающихся черных джазменов. Однако все же он решает посвятить
свою жизнь кино и отправляется в Париж учиться режиссуре в знаменитой школе IDHEC (современное название FEMIS). По окончании института Корно некоторое время живет в
Нью-Йорке, собираясь снять полнометражный фильм о фри-джазе, но, не найдя
денег, возвращается в Париж, где поступает стажером на фильм Коста-Гавраса
"Лишний человек". В последующие годы работает ассистентом режиссера в
фильмах Коста-Гавраса, Марселя Камю, Надин Трентиньян, Хорхе Семпруна,
Жозе Джованни, Марселя Боццуффи и даже Роджера Кормана. Любовь к американской
культуре делает Корно поклонником французской "Черной серии" - основанной
в 1946 году французскими интеллектуалами (Марсель Дюамель, Жак Превер,
Борис Виан и др.) коллекции книг, сначала познакомивших Европу с произведениями
классиков американского "жесткого" (hard-boiled) детектива, а потом вызвавшей
самый широкий культурный резонанс и широчайшую волну стилистических подражаний.
"Черной серии" суждено было сыграть крайне важную роль в истории французского
кино - на ней поднялась "новая волна" (фильмы Трюффо, Годара, Шаброля),
она вдохнула новое дыхание и в крайне популярный во Франции жанр "полара"
- фильмы полицейско-детективной тематики. Корно восхищается фильмами Клузо
и Мельвиля, а потому своим первым полнометражным фильмом он решает сделать
экранизацию открытого "Черной серией" американского писателя Джима Томпсона
(по нашему глубочайшему убеждению, самого "черного" писателя в истории
полицейского романа). Вместе с Томпсоном он пишет сценарий по его книге
"1.275 душ", но по финансовым причинам проект не состоялся, а сам фильм
будет снят лишь в 1981 году Бертраном Тавернье под названием "Большая
чистка". Первым же фильмом режиссера станет футуристический бурлеск "Франция,
акционерное общество" (1974), провалившийся в прокате. Корно решает остаться
верным жанру "полара" и снимает
"Полицейский
пистолет"
, где объединяет в актерском ансамбле Ива Монтана,
Симону Синьоре, Франсуа Перье и Стефанию Сандрелли. Монтан должен был
играть и в следующем фильме режиссера - хронике жизни убитого лионского
судьи Рено. Однако проект отдается Иву Буассе и выходит в прокат под названием
"Следователь Файяр по прозвищу "Шериф". Корно же в Канаде снимает фильм
"Угроза"
(1977), а затем снова обращается
к Джиму Томпсону. Вместе с писателем Жоржем Переком он адаптирует для
экрана роман Томпсона "Ад женщины", и под названием
"Черная
серия"
фильм представляет Францию на Каннском фестивале
1979 года. Успеху фильма способствует блестящий актерский ансамбль, как
и в следующем "поларе" режиссера "Выбор оружия", где играют Жерар Депардье,
Ив Монтан, Катрин Денев, Жерар Ланвен, Мишель Галабрю и Ришар Анконина.
Депардье встретится с Денев и в следующем фильме режиссера - исторической
фреске "Форт Саган" (1984) по роману Луи Гарделя. К полару режиссер вернется
впоследствии лишь дважды - в откровенно слабом "Малыше" (1986) и новаторском
"Кузене"
(1997).
"Индийский ноктюрн"
(1989) - почти психеделическое путешествие
по загадочной Индии в поисках самого себя - представил режиссера в довольно
неожиданном свете. С выходом на экраны фильма "Все утра мира" (1991),
открывающем широкой публике музыку Марина Маре для виола-да-гамба - Корно
окончательно утверждается в роли живого классика и снимает явно автобиографическую
картину "Новый свет" (1994), повествующей о пришествии американского джаза
во французскую глубинку. Последний по времени фильм режиссера "Властелин
Пацифиды" представляет собой достаточно удачную попытку автора обращения
к жанру приключений.
|