Кинематографическая судьба канадского режиссера Дени Аркана удивительным
образом похожа на жизнь героев его фильмов - подобно множеству западных
интеллектуалов, чье мировоззрение сформировалось в конце 60-х -
начале 70-х лет прошлого столетия, он переболел всеми возможными
"измами" (прежде всего с левым уклоном) и пережил расцвет всех возможных
свобод, чтобы в начале 21-го века с горечью увидеть, как мир погружается
в новую пучину бессмысленных войн и нового консерватизма. Он родился
25 июня 1941-го года в квебекском местечке Дешамбо и продолжил обучение
в монреальском университете по специальности история.
Уже в студенческие годы он начинает снимать заказные документальные
фильмы о североамериканском континенте,
пока не создает первую авторскую работу "Текстильщики", рассказывающую
об условиях труда в текстильной промышленности Канады. Левацкий
фильм запрещается цензурой и распространяется подпольно. Изгнанный
из Канадского Киноинститута, Аркан снимает свою первую игровую работу
- "Проклятые деньги" (LA MAUDITE GALETTE, 1970). Повествующая о
власти денег и спровоцированном ими насилии картина с успехом демонстрируется
в Каннах и делает режиссеру имя - каждый последующий фильм Аркана
будет неизменно демонстрироваться на этом фестивале. Новые фильмы
режиссера получаются еще более жесткими - в "Режанне Падовани" (REJEANNE
PADOVANI, 1973) промышленник убивает неверную жену, чтобы не потерять
заказ на постройку автотрассы, а "Джина" (GINA, 1975) убийственно
пародирует излюбленный американский жанр вестерна. Вернувшись в
Киноинститут, Аркан снимает очередную скандальную работу - фильм
"Комфорт и безразличие" (LE CONFORT ET L'INDIFFЕRENCE, 1981) касается
болезненного поражения сторонников независимости Квебека на референдуме
1980-го года. Первым же международным триумфом режиссера стал фильм
со смелым на тот момент названием
"Закат американской империи". Эта смешная и горькая работа подводит
своеобразный баланс западной цивилизации через описание сексуальных
нравов в среде квебекских интеллектуалов. Новым безусловным успехом
стал "Иисус из Монреаля" - перенесение евангельских реалий в мир
театра. Актер, воплощающий собой Сына Господня, становится жертвой
жестокости и безразличия современного мира - эта, казалось бы, малоактуальная
притча, отмечена, тем не менее, главным призом Каннского фестиваля.
А последняя по времени работа Аркана "Нашествия варваров", где вновь
встретились постаревшие герои "Заката…", собрала все возможные призы
в Европе и даже получила Оскара за лучший зарубежный фильм, несмотря
на весь издевательски-антиамериканский пафос. Сам Аркан называет
себя "отчаявшимся этнографом" и помещает свое творчество в линию
Фолкнера - он полон сил и собирается продолжить свое смешное и печальное
препарирование современных западных реалий.
|
ФИЛЬМОГРАФИЯ
1959
На восток от Итона
(А L'EST D'EATON), к\м,
сорежиссер Стефан Венн
1962 Один или с другими
(SEUL OU AVEC D'AUTRES), сорежиссеры Дени Эру, Стефан Венн
1964 Шамплен
(CHAMPLAIN), к\м
1965 Монреалисты
(LES MONTRЕALISTES), к\м,
Дорога на Запад
(LA ROUTE DE L'OUEST, к\м,
Монреаль летним днем
(MONTRЕAL UN JOUR D'ЕTЕ, к\м
1966 Волейбол
(VOLLEY-BALL), к\м
1967 Атлантические парки
(PARCS ATLANTIQUES), к\м
1969 Текстильщики
(ON EST AU COTON), док.
1970 Квебек: Дюплесси и после 1971
(QUЕBEC: DUPLESSIS ET APRЕS 1971)
1970 Проклятые деньги
(LA MAUDITE GALETTE)
1973 Режанна Падовани
(RЕJEANNE PADOVANI)
1975 Джина
(GINA)
1976 Борьба работников больниц
(LA LUTTE DES TRAVAILLEURS D'HОPITAUX), к\м
1981 Комфорт и безразличие
(LE CONFORT ET L'INDIFFЕRENCE), док.
1984
Преступление Овидия Плуффа
(LE CRIME D'OVIDE PLOUFFE)
1986 Закат американской империи
(LE DЕCLIN DE L'EMPIRE AMЕRICAIN)
1989 Иисус из Монреаля
(JЕSUS DE MONTRЕAL)
1990 Монреаль глазами…
(MONTRЕAL VU PAR), сорежиссеры Мишель Бро, Атом Агоян, Жак Ледюк,
Леа Пол, Патриция Розема
1993 О любви и человеческих остатках
(DE L'AMOUR ET DES RESTES HUMAINS)
1996 Веселая мука
(JOYEUX CALVAIRE)
2000 STARDOM
2002 Нашествия
варваров
(LES INVASIONS
BARBARES)
|