|
У Жана-Жака Анно, родившегося
1 октября 1943 года в Жювизи, в детстве было две страсти: история
(в частности, археология) и коллекционирование старой съемочной и
проекционной техники. Уже тогда он решил стать режиссером, и в 19
лет снял свой первый короткий фильм: "7 основных грехов киношника".
Получив сначала техническое образование, он поступил в киношколу IDHEC
на отделение режиссуры, поработал ассистентом в рекламе и в 1965-м
призвался на воинскую службу - в Камерун. По возвращению он вернулся
на телевидение, которое тогда нуждалось в новых талантах, и за несколько
последующих лет снял более 400 рекламных роликов.
Анно долго готовился к своему полнометражному кинодебюту, и им стала
"Очаровательная победа", целиком снятая в Черной Африке и поднимающая
проблемы колониализма, ура-патриотизма и сосуществования рас. Несмотря
на заокеанский "Оскар" лучшему иностранному фильму, на родине фильм
был принят более чем прохладно, и следующего фильма режиссера пришлось
ждать 3 года. Сатирический и язвительный "Удар головой" с удивительным
Патриком Дэвером в главной роли принес Жану Буизу Сезар за роль второстепенную,
а кассовый успех картины позволил режиссеру немедленно приступить
к "Борьбе за огонь". Практически немая картина (протоязык первобытных
людей был специально
придуман Энтони Берджесом), снятая в Канаде, Кении и Шотландии за
13 недель, была осыпана Сезарами, включая два самых престижных - за
лучший фильм и режиссуру, а воодушевленный Анно решил поискать деньги
в США на другой фильм без слов - "Медведь". Проект был отложен из-за
другого замечательного предложения - Анно предложили стать режиссером
европейской суперпродукции "Имя розы" по знаменитому и модному роману
Умберто Эко. Тут пригодилась и давняя страсть к истории - фильм триумфально
объехал мир, снова Сезары и, наконец, долгожданный "Медведь" - снова
успех, многочисленные призы и карт-бланш на следующую картину. Именно
тогда Анно начинают называть французским Спилбергом - он способен
рассказать любую историю, лишь бы она была интересна создателю. Следующей
интересной историей стал "Любовник" по роману Маргерит Дюрас (писательница
была крайне недовольна экранизацией), а потом - удивительные приключения
австрийского альпиниста Генриха Харрера, ставшие основой для грандиозной
картины "7 лет в Тибете", снятой в революционной технике IMAX-3D.
Анно всегда ищет непременной экзотики, его интересует столкновение
миров и культур через призму конкретного человека. Однако следующей
его картиной стал дорогой и амбициозный "Сталинград" ("Враг у ворот"),
явно снятый вдогонку спилберговскому "Райану", который, несмотря на
грандиозность проекта и псевдодокументальность, не принес создателям
славы ни у зрителей, ни в среде критиков. А потому Анно решил вернуться
к проверенным временем рецептам: "Два брата" снова экзотичны и опять
о животных - быть может, даже излишне "очеловеченных". Анно снимает
в среднем один фильм в три года - по его словам, хороший промежуток
времени, чтобы тебя не забыли, а картины всегда становились событием.
|